среда, 14 сентября 2011 г.

Норвегия 2011. Отчет. Часть 1 - планирование и подготовка.


Tweet
Еще прошлым летом во время очередного рыболовного похода нашей компашки, которая в узких кругах называется "Турбаза" я поднял вопрос о расширении географии наших походов за пределы Украины, конечно, на родине осталось еще много уголков, где мы не ловли рыбу, но хотелось все же чего-то большего - другого пейзажа, другой рыбы. Естественно, в первую очередь хотелось попробовать половить благородную рыбу, отмеченную жировым плавничком. Изначально речь зашла о поездке на Кольский, но в итоге планы немного изменились. На туристических форумах наткнулся на пару отчетов о походах по Норвегии, как оказалось, путь для бюджетного туризма украинцами по Норвегии был открыт после того, как появился авиарейс Киев-Осло у украинского лоукоста wizzair. Кроме того, эту страну делало привлекательной то, что в Норвегии можно останавливаться на ночлег с палаткой практически где угодно - на расстоянии 150м от жилья и за пределами частной собственности.

Кстати, этот момент для меня казался изначально непонятным: как понять где частная собственность и что подразумевать под "жильем", на деле все оказалось очень просто - становитесь где-нибудь в лесу или на берегу, дикое место даже на относительно густонаселенном юге Норвегии найти не проблема, последнюю ночь мы провели в лесочке буквально в 200м от аэропорта. Не становитесь на полях, не лезьте за ограждения, в частопосещаемых местах иногда можно встретить табличку "no camping", в общем, если руководствоваться при выборе места для стоянки здравым смыслом думаю, проблем не возникнет.



После просмотра фотографий в сети с фьордами, водопадами и всякими Троллтунгами желание посетить эту страну стало непреодолимым и совершенно затмило собой все мысли о Кольском. Вот только информацию о рыбалке, лицензиях собрать оказалось не так-то просто. Большая часть русскоязычной информации о рыбалке в Норвегии касается морской ловли трески, палтуса глубинным джиггингом, но такая ловля нас не очень привлекала, ловлю семги изначально не рассматривали как совершенно небюджетный вид рыбалки (ориентируясь на Кольский). Немного покопавшись в буржунете, удалось найти информацию о наличии форели и хариуса, как оказалось некоторые места (плато Хардангервидда, река Хемсила) считаются одними из лучших в Европе по дикой форели, а в некоторых речках присутствует и хариус, причем довольно крупный. Поездку решили спланировать по принципу "галопом по Европам", чтобы половить и в речках форель, и хариуса, и в море с берега, и красоты посмотреть, и возможно даже по семге пройтись.

Планирование этой поездки начали еще в конце зимы, но как обычно все делалось буквально в последний момент.
При планировании очень помогли отчеты с форума travel.org.ua:
отчет 1
отчет 2
отчет 3
А также отчет украинского легкохода Рика.
Куча полезной информации есть на официальном сайте visitnorway.com.
По рыбалке нашел очень информативный и удобный сайт Fishspot, к сожалению информация на нем есть только о небольшом регионе. Найти популярные рыболовные места можно также порывшись через гугл-переводчик на сайте inatur.no, а также на сайтах туроператоров.

Как оказалось, получение шенгенской туристической визы не такое уж трудное дело, как пугают нас туристические компании. Список необходимых документов есть на сайте посольства Норвегии, заплатил консульский сбор 35 евро кредиткой на сайте, выбрал время собеседования (ближайшее доступное было через день, дело было в начале августа), пришел - сдал документы, через два дня получил смс - "приходите за визой". В вышеприведенных отчетах есть подробная информация по получению визы, логистике, так что подробно расписывать не буду.



Билеты на самолет в оба конца обошлись в 1500грн(~200$) с носа, цены у wizzair постоянно скачут, непонятно из-за чего, так что нужно подстраиваться под дату дешевого билета. Перед тем, как мы взяли свои билеты, были предложения немного дешевле, но мы на них не успели, но и за пару дней до вылета я видел билеты значительно дешевле (около 100$ в оба конца). Самолет вылетает сейчас из аэропорта Жуляны, а прилетает в аэропорт Sandefjord Torp, который находится примерно в 80км от Осло.
В билет включено одно место багажа (ограничение по весу 32кг) и одно место ручной клади(15кг) с ограничением по размеру 55х40х20см(ссылка). Поэтому мы упаковали все вещи, которые нельзя брать в ручную кладь в мой рюкзак, он вместе с тубусом со спиннингами пошел в багаж, а полупустой рюкзак напарника и пакет с некоторыми вещами взяли в ручную кладь. Видели человека, который садился на борт с телескопическими удочками, хотя по телефону мне сказали, что тубус с удилищами надо сдавать в багаж. Кстати, при должной сноровке в стандартный 75мм тубус удается запихнуть 4 удилища(2 лайтовых и 2 тяжелых):).



Билеты на поезда желательно брать заранее. Цены на билеты по сравнению с нашими очень дорогие, но есть одна хитрость - система скидок minipris, по которому можно проехать за 199 крон на любое расстояние. Брать его нужно заранее, через инет на сайте nsb.no. Миниприс также можно купить в билетных автоматах на вокзалах, но нужно это делать заранее, в день поездки миниприсов скорее всего не будет, кроме того есть и более дорогие миниприсы - 299, 399 крон. Поездка на поезде автоматом планируется на сайте или в билетном автомате с учетом стыковок между поездами, которые можно регулировать, что очень удобно. При покупке на билета на сайте, нужно записать или запомнить специальный код, который потом нужно ввести в билетном автомате для получения билета, но лучше все-таки распечатать полученное письмо с кодом и маршрутом: во-первых, не забудете время отправления поездов, во-вторых, на маленьких станциях билетных автоматов может и не быть, хоть и написано в правилах, что без билета, код не дает право на посадку, на маленькой станции мы садились именно предъявив распечатку письма.



Снаряжение


Я вместился в рюкзак Deuter ActLite объемом 45+10л, с учетом снастей и вейдерсов, напарник в 40л Vaude с учетом снастей и зеркалки с двумя объективами.
Вейдерсы если не необходимы, то очень полезны, в чем мой напарник Паша не раз убедился. Причем желательно вейдерсы, в которых будет удобно ходить на большие расстояния. Рыбачить можно в принципе и не в забродку, но влажность очень большая, даже в высокогорных районах местность очень заболочена, постоянно приходится шлепать по лужам и ручьям, плюс часто шел дождь, так что если брать вейдерсы непригодные для дальних переходов, необходимы ботинки с нормальной мембраной. Я шел в легких кроссовках Inov8 Rocklite 320 - кроссовки очень легкие и мегаудобные, но ноги часто были мокрыми, чувствовал себя не совсем комфортно. Меня спасали только вейдерсы, Паше в его старой ЛаСпортиве с протекающей уже мембраной было гораздо некомфортнее. Таким образом, к выбору обуви надо подойти очень тщательно: наличие хорошей мембраны обязательно или нормальные вейдерсы, иначе будут постоянно мокрые ноги.

С верхней одеждой у нас все было гуд, мне в гортексовой курке от костюма Sunline Status, Паше в его новой курточке Arc'teryx было сухо и комфортно даже после целого дня рыбалки под проливным дождем. Утепляющий слой у меня состоял из комплекта "толстого" термобелья из Polartec Power Stretch и куртки с утеплителем Primaloft, а также использовал легкую курточку из софтшелла и полиэстровую функциональную футболку, такого набора одежды хватало вполне, прималофтовую куртку одевать приходилось всего пару раз и то во время стоянок в палатке.

Спальники: у меня - пуховый сверхлегкий REI на +4, у Паши - Deuter Exosphere +2, тоже проблем не было, даже при ночевке в палатке не мерзли.



Для навигации и связи я взял свой телефон Samsung с Андроидом. Очень помогла карта Norgeskart, которую нашел в андроид маркете, особенно порадовало то, что можно выкачать произвольный участок карты и пользоваться ею в оффлайновом режиме, единственный баг - сохраненные карты самоуничтожаются по прошествии 2-х недель с момента закачки, несмотря на то, что я эту опцию отключил. Аналог этой карты доступен в онлайне - http://ut.no/kart. На этих картах обозначены маркированые маршруты и горные приюты, принадлежащие организации DNT.
Кроме карты скачал приложения для быстрого достпа к сайту nsb.no, порталу visitnorway.com, несколько приложений с расписаниями автобусов и другой полезной информации, но пользоваться ими не пришлось. Кучу тематический приложений для андроида можно найти в маркете по запросам "Norway" и "Norge"

Снасти


Всего взяли с собой 4 палки: каждый по одному лайту для ловли форели и по одной мощной палке для моря и, при возможности, семги. Для ловли форели я взял уже полюбившийся Favorite Action Art до 10гр, Паша выбрал более мощный, комлеватый и фастовый Favorite Professional до 7гр (тест у нее порядочно занижен). Для моря я взял Favorite Breeze 8'6" до 45гр, Паша более легкий и короткий Бриз - 7'6" до 30гр.



На лайт я поставил свою любимую TD-Ito 2506, на хеви - Daiwa Legalis 3000, Паша на лайте использовал Daiwa Presso 2004, на хеви - Shimano Twin Power Mg C3000 (ловил он ею совсем немного, поэтому она осталась жива :)). Изначально хотели брать специализированные катушки, была возможность взять Daiwa Seagate и Daiwa Exeller Oceano, но в последний момент решили от них отказаться из-за их габаритов и веса, все-таки морская рыбалка не стояла в приоритете. Если настраиваться на морскую рыбалку, то все же лучше выбрать катушки морского класса, например вышеупомянутые Дайвы, так как моему 3000 Легалису пришлось довольно туго и после поездки у него, как мне кажется, барахлит обгонка - стопор обратного хода стал не "моментальным".

Несмотря на то, что приманки отбирались с особой тщательностью - получился довольно увесистый арсенал (мои набор завесил в 1,5кг). Основой у меня был кошелек с железом. Основную ставку я делал на Smith Niakis, а также самоделки: Маньячки - спасибо мастеру, он сделал нам на заказ специальные утяжеленные модели, оснащенные безбородыми тройниками; cамодельные вертушки от молодого, но подающего большие надежды белоцерковского мастера - Loochnik lures, кроме того взял немного американских Wordens Lure и классики в виде Mepps, Myran, Abu Garsia. Колебалки - Smith Pure, Heaven, Gabut, тяжелые(13-18гр) для моря и семги, легкие (5-10гр) для форели, а также кастмастера украинской марки Даига.

Несмотря на мнение, что на севере лучше работает железо, скомплектовал небольшую коробочку японскими форелевыми воблерами: Smith D-Contact, Smith D-Direct, Smith D-Incite, Smith Luna, Jackson Trout Tune(S и HW), Smith Camion, Nories MeriHari.

Для морской рыбалки взял пилькеры Smith весом 14, 28, 40гр, пару тяжелых кастмастеров Даига и немного тяжелого джига. Кроме того, скомплектовал коробочку "на всякий случай" с несколькими крупными минноу, поверхностниками, кренками и легким джигом.

Из еды брали с собой сырокопченые колбасы, сало, сухофрукты и орехи, а также крупы и сгущенку. Несмотря на то, что провозить мясные и молочные продукты в Норвегию нельзя, о чем предупреждает табличка в аэропорту, никто наше сало и колбасу не отобрал :).

Маршрут


Окончательно маршрут удалось вымучить буквально в последние дни, хотелось и порыбачить и красивые места увидеть. Даже в двухнедельный поход все вместить было просто нереально, но все же более-менее универсальный маршрут получился, о чем мы ни капельки не жалеем.
Маршрут выглядел так: 3 дня на речке Гломма в Квеннан кемпинге - переход вверх по речке от кемпинга до городка Толга с ночевкой в лесу - переезд на ночном поезде в г.Мюрдал - спуск по долине в г.Флом - переход по побережью фьорда в г.Аурланд - переезд в г.Вассбугди - подъем по долине Аурландсдален - переезд в г.Гол - пару дней в кемпинге возле речек Халингдалсельва и Хемсила - домой.
Но, по-ходу маршрут немного видоизменился, постоянные дожди и неподготовленность к ним в плане обуви заставляли нас искать сухие ночевки, поэтому чаще, чем планировали, останавливались в кемпингах. В итоге наш маршрут выглядел следующим образом:
(красные линии - поезд, синие - автотранспорт, зеленые - пешком)


Просмотреть Норвегия 2011 на карте большего размера

Продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Офигеть, нет слов!)))
    Особенно маршрут на карте поразил)

    Кстати, с обгонкой врядли могло что-то случиться, попробуй отдать катушку на ТО, или сам разбери, промой обгонку и капни совсем чуть-чуть жидкого масла на ролики.

    ОтветитьУдалить

Подпишись на новости блога по e-mail

Ваш e-mail адрес:

FeedBurner

Последние записи