среда, 26 октября 2011 г.

Норвегия 2011. Отчет. Часть 2 - Квеннан кемпинг

Первая часть.
Долетели без проблем. В самолете понял, зачем существует в лоукостах опция "дополнительное место для ног" за отдельные деньги - сиденья стоят действительно с очень узкими промежутками, мне с моим ростом было достаточно дискомфортно. Но 2,5 часа потерпеть не проблема. Несмотря на таблички, предупреждающие о запрете на ввоз мясо-молочных продуктов, никто нашу колбасу, сало и сгущенку не отобрал :). Забегая наперед отмечу, что мясные продукты стоит все-таки брать с собой, потому как цены на них в Норвегии очень высокие.
Из-за того, что забыли про разницу во времени - у нас была куча времени до поезда, долго тусовались в аэропорту, походили по дютику (дороже чем у нас), Паша даже успел пособирать грибов в 200м от аэропорта :). От аэропорта к ж/д станции ездит бесплатный автобус, хотя по-идее можно пройтись и пешочком, что мы и собирались сделать, хорошо что подвернулся автобус, в тот момент когда нам уже надоело бесцельно сидеть в аэропорту.
Водитель сказал, что нужно распечатать билеты в какой-то автомейт кассе и указал на здание аэропорта, долго не могли найти эту кассу, пока он сам не пошел с нами - оказалось, это касса небольшого аэропортового магазинчика. Сели в автобус... через 15 минут езды я решил включить ГПС, так как проехали мы уже гораздо больше полукилометра, и ж/д станция осталась далеко позади. Водитель оказался не очень англоязычным, поэтому мы успели немного понервничать, пока выяснили, что у них ремонт железнодорожных путей и он везет нас на станцию за 25км от аэропорта. Так мы впервые столкнулись со сложной Норвежской логистикой :). По билетам, мы должны были ехать из аэропорта Сандефьорд Торп в Тюнсет с пересадкой в г.Хамар, но в реальности мы ехали с аэропорта на автобусе в городок, название которого я не запомнил, оттуда в Айсвольд на поезде и снова на автобусе в Хамар. Естественно, никаких дополнительных билетов мы не покупали. В общем вздохнули мы спокойно и расслабились только в Хамаре. У нас в запасе было несколько часов времени, которые мы потратили на прогулку по городу. Городок Хамар находится на берегу самого большого в Норвегии озера - Мьеса. Решили, что на рыбалку времени мало, вещи оставили в камере хранения на вокзале, о чем пожалели, когда продавец в местном рыболовном магазине на просьбу рассказать что ловится в озере, показал нам замороженного окуня под двушник весом и с гордостью рассказал что поймал его недавно на вертушку на городской набережной.
Памятный камень, на котором изображены отметки уровня воды во время наводнений в разные годы.

Городок произвел приятное впечатление, надо будет как-нибудь туда заехать и порыбачить в озере, которое кроме того славится также огромными щуками, причем самый известный в этом плане залив находится как раз в Хамаре.
Поезд из Хамара в Тюнсет оказался действительно поездом, без дополнительных пересадок на автобусы. Так как планы наши немного изменились накануне выезда - мы договорились, что нас заберут в кемпинг со станции Толга (следующей после Тюнсета), а билеты у нас были только до Тюнсета, спросили у проводника о возможности приобрести еще дополнительные билеты до Толги, на что он ответил - все нормально, он не против чтобы мы проехали одну станцию зайцами :).
В Толгу прибыли около 9 вечера, на станции нас никто не ждал, городок выглядел абсолютно пустынно, кроме стайки негритят не встретили ни одного человека, все заведения были закрыты, номера телефона Говарда, владельца кемпинга, который нас должен был встретить, у меня не было. Узнать номер кемпинга было не у кого, вайфая не нашли, трасса пустынна - в общем день закончился довольно печально. Нам не оставалось ничего, как отойти пару километров от города и стать на ночевку уже в темноте в первом подходящем месте в лесу. Лес конечно впечатлил - стройные сосны, толстенный ковер из различных мхов, устланных черникой, брусникой, голубикой и грибами.
Утром первым делом вернулись в город, на заправку, чтобы купить лицензии. Лицензии часто можно купить на крупных заправках, особенно это касается небольших городков, кроме того они продаются в спортивных магазинах, отелях и в турист информейшн. Турист информейшн - специальное заведение, которое мы встречали в популярных туристических городках, в таком захолустье, как Толга, его не наблюдалось. В турист информейшине можно узнать расписания транспорта, забронировать жилье, а также узнать о местных достопримечательностях, туристических маршрутах, получить доступ к интернету и т.д.
Большинство водоемов в Норвегии находятся в частных владениях и ловля на них лицензирована, на некоторых водоемах ловля вообще запрещена. Реки поделены на участки - рыболовные зоны, каждая из которых может принадлежать разным владельцам и на них действуют разные правила и стоимость лицензий может значительно отличаться. Интересная тенденция: стоимость лицензии ощутимо снижается при увеличении периода, на который ее берут. Например, суточная лицензия стоит 125 крон, недельная 375 крон, сезонная 700 крон. Обычно к лицензии прилагается бумажка со схемой зоны и правилами рыболовства в ней, что очень хорошо, так как сориентироваться порой может быть сложно. Встречал варианты, когда даже одно озеро входило в две различные зоны или когда на протяжении зоны встречаются участки на которых рыбалка совсем запрещена.

В районе Квеннан кемпинга находится две рыболовные зоны: Eidsfossen и Fly Fishing, во второй, как понятно из названия, разрешается ловить только нахлыстом. Мы взяли лицензию на три дня в зону Эйдфоссен, которая названа в честь водопада, являющегося ее верхней границей. Подробнее про зоны на Гломме в районе Квеннана я постараюсь написать отдельный гайд, а пока даю ссылки на англоязычное описание зон и правила рыболовства в них.

Итак, вернемся к описанию наших приключений. Купив лицензии, спросили у продавца на заправке насчет транспорта до кемпинга - оказалось, общественного транспорта туда не ходит, автобусы идут по другой стороне реки. Мы уже собирались уходить, как продавец, после короткого разговора с местной клиенткой, окликнул нас и сообщил, что эта женщина отвезет нас в кемпинг, ей по-дороге. Я читал, что автостоп в Норвегии довольно прост, но никак не ожидал, что настолько :). Мы естественно очень обрадовались, так как хотелось быстрее половить рыбу, особенно в виду того что мы и так потеряли достаточно времени. Нашу радость немного омрачал только тот факт, что вода в речке была высокой и довольно мутной.

В кемпинге первым делом нажаловались девушке на ресепшене, что нас не забрали накануне вечером и нам (о ужас! :)) пришлось ночевать в лесу. Девушка ответила, что сейчас ее дедушки - Говарда нет на месте, но она обязательно разберется в чем дело. Также оказалось что у них нет пос терминала и оплатить проживание мы можем только наличкой, которой у нас не было в достаточном количестве, но это тоже не беда, так как после обеда ее бабушка собирается в город и с радостью отвезет нас к банкомату, а пока мы можем располагаться в своей cabin. Cabin мы выбрали двухместный, самый дешевый - 200 крон в сутки, цена зависит от расположения, наш домик находился на "второй линии", в лесу, где-то в ста метрах от речки, более дорогие домики располагались прямо на берегу.

Наш cabin представлял собой действительно, скорее не домик, а кабинку, площадью наверное квадрата три, не больше, малюсенький столик, две табуретки, холодильник, электроплитка, электробогреватель, двухярусная кровать - в принципе все что нужно для ночевки двоих увлеченных рыболовов, которые остальное все время проводят на реке. Туалет, душ и кухня находились в отдельном помещении - это то, что отличает camping от отелей в Норвегии. Душ оказался платным - 10 крон/5 минут, бросаешь монетку в приемник и быстренько моешься, пока вода не закончилась, сразу вспомнился Незнайка на луне :). Хорошо хоть холодная вода не отключалась по окончанию времени.

В целом кемпинг довольно старый, техника, наверное годов 60-х, но все нормально работает, не разваливается, ухожено, чистенько. Кроме того, забегая далеко вперед скажу, что Квеннан нам понравился даже больше, чем современный Элвели-кемпинг в Хемседале, атмосфера душевнее - приятные хозяева, места не столь посещаемые туристами, народу мало, город далеко. В общем, это то из немногих мест, куда я намереваюсь обязательно вернуться когда-нибудь.

Обстановка на воде не радовала - по рассказам хозяев, из-за продолжительных дождей накануне вода высокая и мутная, рыба не ловится. Ручей или скорее миниречка протекающая через кемпинг несла в реку мутную воду цвета кофе с молоком. Одно вселяло надежду - вода падала, не прибывала, что давало шансы на будущее. Но что делать, не за грибами ведь приехали, побросали вещи, быстренько собрали снасти и на реку. Начали ловить сразу на территории кемпинга, первым пошло в бой, естественно, железо - поклевок не было. Первым начал экспериментировать Паша, поставил воблер и буквально со второго заброса апстрим в обраточку за камнем у него садится рыба, причем судя по сопротивлению довольно не мелкая, такого поворота событий никто не ожидал, пока я ухватился за камеру и начал снимать рыба сошла. Решил выложить видео этого момента, хоть оно и далеко от идеала, но довольно эмоциональное, и не постановочное :). Видео "как есть", без цензуры и урезок :).

Итак почин есть, я тоже перехожу на воблеры и мы, уже с энтузиазмом, начинаем хлестать воду. Поклевок в кемпинге больше не было и мы начали двигаться вверх по течению. Разловился первым все-таки Паша, на повороте реки выше кемпинга первая форелька оказывается в наших руках, экземпляр вполне зачетный - грамм 700 не меньше.
У Паши получилось быстрее "въехать" в технику ловли, пока я поймал свою первую форель, на его счету было уже две или три. Паша ловил на Skagit Designs Met's и тонущий Smith Jade, я первую поймал на Smith D-Incite, который впоследствии стал нашим фаворитом на Гломме.
Дело пошло. Причем, периодически пробовали железо - поклевок не было, работали только воблеры. Форель попадалась вполне приличная, 400-700гр в среднем. В этот же день Паша поймал первого трофейчика - форель больше 50см и явно больше килограмма весом. Конечно, для тех мест такую рыбу нельзя считать трофеем в полной мере, по рассказам гидов вес максимальной пойманной форели в этом сезоне достигал 6кг, но случались экземпляры и поболее. Тем не менее, для нас даже такой экземпляр выглядел очень достойно.
К обеду вернулись в кемпинг, где нам радостно сообщили, что они действительно забыли забрать нас на станции, так как перепутали даты и за это дарят нам один день бесплатно, угощают кофе, а также могут дать на шару червей что бы мы могли хоть что-то поймать. Кофе мы попили с превеликим удовольствием, а вот от червей отказались, сказав что мы и так неплохо наловлили, чем повергли хозяев в небольшое смятение, так как по их словам клев на искусственные приманки отсутствовал напрочь. Все-таки полезно смотреть японские ролики на ютубе и разбираться в их методах рыбалки, а то так бы и ходили хлестали воду вертушками и колебалками и в конце-концов пришлось бы брать червей :).
После обеда начали ловить сразу с участков где было больше всего поклевок, точки успели уже отдохнуть и снова радовали нас поклевками форели. Но по пятнистой план уже был выполнен и нам хотелось поймать хариуса.
Первым снова разловился Пашка, поставив 35го риджа и выполнив проводку вдоль травы. Немного позже поймал второго и третьего, у меня риджа не было, поэтому начал экспериментировать с другими мелкими воблерками - Smith Luna и Smith Still, но безрезультатно. Потом Паше также удалось наконец-то разловить железо - поймать хариуса на маленькую блесну "маньячку".
Под конец дня все-же не выдержал и выклянчил у напарника риджа, и о чудо, поймал наконец-то своего первого хариуса, да еще какого! Не меньше килограмма весом, длиной около 48см - достойный экземпляр для парусника. Надо отметить, что хариус сопротивляется посильнее форели, правда менее бойко, без свечек и кульбитов, больше "давит вниз" подобно судаку и сому.
Вечером нас ждал царский ужин: уха из хариуса и белых грибов восхитительна, а малосольный хариус является отличной закуской под вискарик. День выдался очень насыщенным, поэтому спали мы как убитые и не слышали никаких зверей, которые по словам нашего нового знакомого - итальянского гида Дэвида всю ночь шуршали по кемпингу и мешали спать.
Следующий день посвятили более подробному исследованию уже наработаных точек. Форель ловилась все также исправно, но теперь к ней присоединился и хариус, который попадался на различные воблеры, в том числе и не очень маленькие, как например Smith D-Contact 63.
Оказалось, что поймать зачетного(читать съедобного :)) хариуса 35см не составляло большого труда, так как это был средний размер. Поскольку форель нужно было отпускать всю, основу нашего рациона в Квеннане составляла хариусятина :). Для нас так и осталось загадкой, почему в первый день хариус клевал только на риджа.
На второй день большинство рыбы было поймано в обнаруженной в конце первого дня точке - узкой протоке вдоль острова, который носил название Лосиный. Точка на выходе из протоки у ухвостья острова даже получила у нас свое название - "даблтраут", из-за одновременно пойманных нами форелей, причем я тогда поймал первую свою "закилушку", а паша умудрился это дело еще и снять на видео, несмотря на то, что у него на крючке тоже сидела зачетная форель. Кроме того, в начале протоки мне удалось затвичить на D-contact отличного горбача. Дэвид, увидев фото, спросил "Вы его что ли с собой привезли?" :).
Оказывается окунь на том участке Гломмы гость довольно редкий, что неудивительно учитывая типично горный характер реки. Тем не менее по словам гидов в реке присутствует довольно много щуки, причем настоящих крокодилов, на наше недоумение почему нам не попалось ни одной, гиды посмеялись и сказали что надо ловить на приманки нормального размера, кстати тот счастливчик, который поймал шестикилограммовую форель намеревался поймать щуку используя крупный воблер. Щуку они ценят, на дверях ресепшена висит табличка "no kill pike", видимо, благодаря большому количеству зубатой средний размер форели и хариуса довольно крупный.
На следующий день, хотя может это был уже день третий... что, впрочем неважно, мы предприняли экспедицию в начало зоны к водопаду Эйдфоссен. Водопад представлял собой скорее очень большой и мощный порог, который образовывала река зажатая между гранитными скалами. Место очень красивое, но для рыбалки малопригодное. Немного портил настроение только дождь, который лил целый день и мешал нормально поснимать красивые места.
Ниже водопада также подходов к воде было немного, удалось хорошо половить только на языке из камней, который вдавался в реку в месте впадения ручья. Тут снова отличился Паша, поймав наверное самого крупного хариуса за выезд на Jackall Cherry 1 footer, тем самым окончательно развеяв миф о том, что хариусу нужны мелкие приманки. А я отличился обрывом Д-директа, которого так и не успел разловить. Под конец дня в протоке выше даблтраута мне села на крючок "подводная лодка", которая благополучно сошла, пожжужав немного фрикционом, по характеру сопротивления думаю что это был крупный хариус.
Изначально по плану мы должны были после двух дней пребывания в кемпинге, пойти вверх по реке, заночевать на берегу и дойти на третий день до г.Толги, половив в одноименной зоне. Но из-за дождя решили еще на один день остаться в кемпинге, тем более, что нам предоставили один день проживания на халяву.
Как я уже говорил основой нашего рациона являлся хариус, кроме того было очень много грибов, за которыми мы ни разу специально не ходили. Маслят можно было насобирать вдоль трассы, они там росли буквально на каждом шагу. Белый попадались реже, но тем не менее за день рыбалки обычно удавалось найти несколько пригодных для еды, одного огромного беляка я нашел в предпоследний день буквально в десятке метров от нашего домика. За ягодами надо было перейти дорогу, хотя и возле домика встречалась черника, не говоря уже о бруснике, которой было много везде.
Некоторые выводы по снастям и технике ловли:
Работали лучше всего, как я уже писал, тонущие и сильнотонущие форелевые миннохи. Особо отличились Smith D-Incite, Smith D-Contact 63, Jackson Trout Tune (особенно HW), в меньшей мере Smith Jade, Skagit Designs Met's, также у Паши нормально себя показал Pontoon21 Crack Jack 58SP-SR. В целом, предпочтение отдавалось более крупным воблерам. 63й Д-контакт работал отлично, а 50й разловить так и не удалось. Почему-то совершенно не работали Smith Luna и Smith Still. Вообще, в следующий раз я обязательно попробую взять тяжелую артиллерию и половить на крупные 8-10см воблеры с прицелом на трофейную форель и щуку.
Проводка - твичинг, но твичинг особый, я его называю "голавлиный твич" и применяю при ловле голавля на кренки. Особенность его состоит в том, что нет отдачи лески, она всегда натянута, на очень быстром течении воблеру некогда разворачиваться и рыскать из-стороны в сторону, его тут же сносит, поэтому во время пауз воблер играет подобно кренку, а во время рывка ускоряется не сбиваясь с игры. Хорошо работала следующая техника: заброс поперек-стрим, легкие рывочки и очень медленная подмотка, только для того чтобы воблер играл, когда его сносит течением. Впринципе техника очень подобна технике ловли голавля в порогах. Также случались поклевки при игре воблером на одном месте вдоль берега. Что интересно, ни одной рыбы я не поймал в казалось бы перспективных точках - затишках за выступающими из воды камнями, в которых так любит ловиться голавль, все поклевки были на стремнине.
По палкам: мне с Action Art'ом адреналина хватало выше крыши, в некоторых случаях он оказался даже недочтаточно мощным, очень тяжело было выкачать околокилошную форель с большого расстояния, которая взяла вдоль берега на точке ниже водопада с очень мощным течением. В остальном Экшен отработал на 5 с плюсом, палочка правильного форелевого типажа: регуляр с довольно жестким бланком, бросает далеко твичит хорошо и так же хорошо отрабатывает рыбу, работая всем бланком. Паше с Профессионалом, который имеет больше бассовый типаж и довольно мощный комель ,чего-то не хватало и последние дни он отказался от лески, начав ловить со шнуром для большей остроты ощущений.
Я шнур ставить не рискнул, растяжимая леска реально спасала мою легкую снасть в некоторых случаях, а также уменьшала сходы рыбы с безбородых крючков, амортизируя рывки. Кстати, избавился от предубеждения насчет лески, хороший траутовый нейлон, такой как Sunline Troutist Wild обладает достаточной мягкостью и отсутствием памяти, заброс с ним практически не отличается от заброса с мягким шнуром, даже при том, что входное колечко на Экшене стоит довольно мелкое. Кроме того, яркий цвет позволяет очень качественно контролировать проводку, причем цвет лески никак на уловистость не влияет, пробовал ловить сначала с флюровым лидером, но потом отказался, так как разницы не заметил. Паша вообще изначально ловил без лидера.
В общем "кесарю - кесарево", снасть на дикую форель лучше выбирать соответсвующую специализированную, бассовикам тут не место. Идеальная лайтовая фореле-хариусовая снасть для Гломмы мне видится так: японское форелевое удилище для ловли дикой форели("stream", "native", не "area"!) длинной более 2м, с верхним тестом 12-14гр, катушка 2500, желательно помощнее, хорошая специализированная форелевая леска диаметром 0,18.
Четыре дня в Квеннане пролетели очень быстро и вот мы снова оказались на небольшом, все таком же пустом вокзальчике городка Толга. По традиции вместо поезда нас посадили на автобус и повезли в Осло, где нас ждала пересадка на ночной поезд до Мюрдала...

5 комментариев:

1. Очень круто! Дикая природа + удобная кровать и все блага цивилизации :)

Окуни по 2кг прямо в городе - это вообще толсто, начинаю задумываться о смене пмж :)))

А не было мыслей перейти с моно на плетенку?

Напарник переходил - как у него ощущения?

ОтветитьУдалить
  2. Попробовал уже в конце похода на другой речке. С моим спиннингом на Гломме как-то не хотелось менять на шнур и так адреналина полные штаны :). Леска хоть амортизировала и то в некоторых моментах удилище практически "выключалось". Тем более, мне кажется с леской меньше сходов форели, особенно с безбородых крючков.

3. А продолжение будет?

4. Честно - не знаю.. просто катастрофически не хватает времени :(.
    Полный отчет о путешествии писал мой напарник здесь: http://fishing.kiev.ua/vb3/showpost.php?p=636555&postcount=17

ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жалко. Хорошо пишешь. Спасибо за ссылку.

Удалить

Подпишись на новости блога по e-mail